Литвинов Виктор Яковлевич
Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.

В тридцатые годы, если о чем и мечтали 16-летние, так это об авиации. Она была самым зримым во-площением технического прогресса, своего рода символом неограниченных возможностей человеческого разума. И неудивительно, что таганрогский мальчик, Виктор Литвинов, перенявший от отца слесаря тягу "к железкам", пошел учиться в индустриальный (позднее авиационный) техникум. Ему повезло: по окончании техникума в 1930 году он был направлен в Москву на авиационный завод №1 техником-конструктором в слесарно-сборочный цех. А через два года молодой специалист Литвинов поступает на вечернее отделение Московского авиационного института. В 1937 году с отличием заканчивает его и получает новое назначение — начальник технического отдела. Блестящие способности студента-вечерника не остались незамеченными: Литвинову предлагают аспирантуру. Однако, он предпочитает завод. В свои 28 лет он уже заместитель главного инженера — главный технолог завода. Он был одним из основных авторов и организаторов первого поточного метода сборки самолетов по суточному графику. Суть нововведения заключалась в том, что самолеты на специальных тележках по рельсам конвейера передвигались от стенда к стенду. Это был первый опыт поточной сборки самолетов в советской авиапромышленности, который был успешно освоен на других авиазаводах. Еще работая рядовым технологом-конструктором, в начале 30-х годов он организовал первую на заводе хозрасчетную бригаду конструкторов. Это значительно сократило сроки составления чертежей и улучшило их качество. Как главный технолог завода, Виктор Яковлевич в 1938 году организовал проектирование и изготовление сборно-разборных стапелей с унифицированными элементами. Многократное использование основных элементов — литых стандартных узлов, блоков и труб — значительно сокращало циклы изготовления стапелей и давало существенную экономию металла. Под руководством Литвинова в 1940 году, при освоении выпуска первых истребителей конструкции Микояна и Гуревича, впервые в отечественном самолетостроении был внедрен "принцип параллельности". Это значит, что подготовка производства велась одновременно с конструкторскими разработками и выпуском чертежей новой машины. 22 июня 1941 года начался отсчет совсем иного времени в жизни страны. Демонтаж, эвакуация и сверхсжатые сроки монтажа завода на новой площадке, освоение выпуска штурмовиков вместо прежних истребителей — со всем этим главный инженер В. Я. Литвинов справился успешно. Организовал и здесь поточное производство, изменил принцип работы конвейерной линии с тем, чтобы при стендовой сборке передвигались и самолеты, и сами стенды. После доклада Литвинова об этом новшестве на отраслевом совещании, переход на конвейерное и поточное производство стал в авиапромышленности массовым. С 1944 года он возглавил завод. "...Завод наш был серийным, выпускали мы изделия и поточным методом, - вспоминал он годы спустя, - но всегда стремились к обновлению своей продукции. Как только налаживался устойчивый серийный выпуск той или иной машины, я ехал в Наркомат и просил новое задание". И Москва не боялась поручать ему освоение машин новейших типов, передовых по своей конструкции и техническим характеристикам. Литвинову было дело до всего, начиная с организации производства и производственного быта и кончая условиями жизни заводчан. Он продолжил начатое А. Т. Третьяковым жилищное строительство, развернув его гигантскими темпами. Только за два года с 1943 по 1945-й было построено около 30 000 кв. м благоустроенного жилья, пионерлагерь на 500 мест и клуб "Победа". А в послевоенные годы — еще 129,8 тысяч кв. м, в том числе методом народной стройки — 65 тысяч кв. м. Это благодаря В. Я. Литвинову площадь им. Кирова венчает великолепный Дворец культуры. К слову, за "архитектурные излишества", так в свое время Хрущев окрестил колоннады и тому подобное, В. Я. Литвинову был объявлен партийный выговор, но он стоял на своем и проект не изменили. Высокий коэффициент надежности Виктор Яковлевич заложил в основу дела, которому отдал 18 лет. И когда его в 1962 году назначили председателем куйбышевского Совнархоза, а через три года — заместителем министра общего машиностроения, завод представлял собой великолепно налаженную систему, способную к выпуску как серийных, так и новых "необкатанных" машин. Традиция быть первым сохранилась. Сохранилась и память о талантливом человеке, не только в мраморном изваянии бюста дважды Героя Социалистического Труда и дважды лауреата Государственной премии, кавалера четырех орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени В.Я. Литвинова, установленного на его родине — в Таганроге. Память о Литвинове живет в шумных кварталах Безымянки и Юнгородка, в величественном здании ДК на площади Кирова, в том большом государственном деле


сделано на базе- Самарский завод "Прогресс",прил. к журналу "Самарская Лука", Самара, Агни, 1999

this page is designed by Sergey V. Andreev 1998 © andreev@lib1.ssau.ru