ЭПИЗОДЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТЫ Р-7
Г.М. Присс

Все знают) что космический аппарат, или ракета, включает в себя несущий корпус, двигатель и систему управления. Но кроме основных есть еще бесчисленное количество других систем, включая наземное оборудование. Все вместе взятое — это важнейший ракетно-космический комплекс. Если говорить о «Семерке», то это уникальный комплекс, он был уникален в момент его создания, и до сегодняшнего дня нет в мире такой ракеты, какой является Р-7, сделанная в коллективе С.П. Королева. Достаточно сказать, что на сегодняшний день было совершено более 1600 пусков за весь период эксплуатации такой ракеты. Можно насчитать более 25 модификаций этой ракеты. У всех этих модификаций сохранена основная идея, сохранен двигатель. Модификации эти, можно сказать, в значительной степени касались системы управления. Двухступенчатая ракета, которая запустила первый спутник, на с егодняшний день работает в трех-, четырехступенчатом вариантах. Все пуски наших космонавтов были на этой ракете. В последние годы происходит более глубокая модификация ее при сохранении всех тех основных идей, которые бы-ли в нее заложены. Эта ракета сегодня планируется и для использования в международных целях. Причем в нескольких отличающихся друг от друга модификациях. Ракета живет, и еще долгие годы будет жить. Это отличный пример гениальности заложенных в нее идей, которые в первую очередь были реализованы коллективом Сергея Павловича Королева. К началу разработки Р-7 было сделано, условно говоря, три другие основ-ные одноступенчатые ракеты: «Единичка», «Двойка», «Пятер-ка». Все они имели мало общего с «Семеркой», кроме того, что все они ракеты, что у каждой из них есть двигатель и система уп-равления. Но «Семерка» была первая пакетная система, что потребовало создать совершенно новые по идее наземный старт и, естественно, систему управления. Первые испытания подобного сложнейшего, нового для всех нас комплекса начались, как известно, 15 мая 1957 года. Старт и полет почти до конца работы первой ступени прошли успешно. И здесь перед разделением ступеней произошла авария. Представьте себе тот темп, с кото-рым проводились все испытания. Следующая работа была окончена через три недели с небольшим. Три недели! Следующий пуск был через четыре недели после этого. Эти первые три пуска были неудачные. Одна из ракет просто не ушла со старта, на двух других были аварии. Сравните с сегодняшней ситуацией. Одна из последних была ракета «Зенит», которая используется сегодня в морском старте. За 22 года с момента первого пуска этой ракеты были пущены, я, может быть, ошибусь на единицы, 42 ракеты. 22 года - 42 ракеты. И 5 месяцев — «Семерки», 5 пусков. После чего был запущен первый Спутник. Вот какие темпы были в тот период, и какие проблемы в тот момент решались. Все аварии влекли за собой многочисленные усовершенствования и изменения. В этот период происходили разные события. Об одном таком событии я хотел бы вам рассказать. Это было после второго пуска. Вторая попытка пуска - заводской шестой номер изделия. Ракета не полетела. Осталась на Земле. Всякие сложности с двигателем, с пневмосхемой. Ракета не ушла, ее сняли с пусковой системы, и назначена была подготовка следующей ракеты.
Полигон. Лето. Июнь месяц. Невероятная жара. Большой перерыв. Многие руководители уехали с полигона. Готовится на технической позиции следующая ракета, у которой был заводской седьмой номер. Представьте себе, в жарком климате вдруг на полигоне разразился короткий невероятно сильный ливень. Никто на него не мог рассчитывать. Был затоплен стартовый бункер. Дверь в него была открыта, сидели дежурные. В бункере на-ходилась стартовая аппаратура и система управления пуском. За-одно залило подвальные помещения на технической позиции. Готовить к пуску следующую машину, вести ее на стартовую по-зицию стало бессмысленно. В течение этого перерыва, четырех с небольшим недель, из Москвы привезли новые комплекты, снятые у нас со стенда, поставили, ввели, подготовили на технической позиции. Приехал главный конструктор наземных источни-ков А.З. Гольцман. Залиты были все его моторогенераторы в подвале технической позиции, их оттуда вытащили, промыли из брандспойта, высушили, поставили, приготовили к работе следующую ракету. Везется, наконец, седьмая ракета с технической позиции на старт. Вы не раз видели по телевидению это событие, когда торжественно ракета выезжает с технической позиции, двигается к старту, ее сопровождают все участники подготовки. И в этот момент на полигоне снова идет небольшой дождь. Никто на него не обращает внимания. Это одно удовольствие, потому что жара на полигоне, а тут какая-то прохлада. Никаких видимых последствий для состояния ракеты этот дождь не приносит. Ставят ракету на старт, ведется нормальная подготовка. Наступает пуск. На 38-й секунде по одному из боковых блоков начинаются непонятные команды по вращению, система управления не может стабилизировать этот возмущающий момент. Боковушка отваливается, за ней отваливаются все остальные. Пуск аварийный. Начинается разбирательство, которое проводится по результатам телеметрии, тут же немедленно ее расшифровали, получили информацию. И понимают, что возник какой-то непонятный момент по вращению вдоль продольной оси. Создается, естественно, как всегда, аварийная комиссия. Описывает это явление Ярослав Голованов в книге «Королев». Описывает и этот ливень, и этот случай, предлагает свою версию этого события: какой-то «пилюгинский умник» перепутал полярность на одном из приборов систе-мы управления, что привело к закрутке. Кто занимается испыта-ниями и подготовкой изделий, может сказать, что с точки зрения техники такая версия абсурдна. Абсурдна по одной простой причине: если на самом деле такое перепутывание было, то невозможно было бы его не заметить на подготовках на заводе в Подлипках, на технической позиции, на старте и т.д., потому что все испытания, которые проводятся, имитируют полет ракеты. Это первое. Второе: если это было перепутывание, то оно должно было случиться во всех приборах, все приборы одинаковы. На всех четырех боковых блоках изделия — приборы одинаковы, т.е. это должно было произойти не по одному блоку. Кстати, на мой взгляд, одно из правильных решений на пакетной схеме «Семерки» заключается в том, что все четыре блока «Семерки» полностью одинаковы по конструкции, по двигателю, по системе уп-равления, чего нельзя сказать о такой же пакетной схеме «Протона». Там шесть блоков, одинаковых по конструкции, по двигателю и не одинаковых по системе управления. Их нельзя поменять, как на «Семерке». В книге Бориса Евсеевича Чертока «Ракеты и : люди» это событие описано более правильно и более осторожно. На том одиночном ракетном блоке в приборе была, вероятно, по-сторонняя частица. Эта формулировка «посторонняя частица» в ракетной технике встречается достаточно часто: когда конкретно причина не может быть определена, пользуются таким объясне-нием. Что-то там произошло, чего мы не знаем, значит, посто-ронняя частица натворила какие-то беды. На этом дело кончилось, комиссия завершила свою работу, готовился следующий пуск. Это тот пуск, о котором упомянул Борис Владимирович Бальмонт: 21 августа. Это был первый хороший пуск. Там были проблемы с головной частью, но это к Спутнику отношения не имело. Следующий пуск тоже был нормальным. А затем был запуск первого Спутника. С точки зрения системы управления, пуск первого спутника не вызывал в ней серьезных изменений для обеспечения полета. Была немного другая траектория. Работы для пуска первого Спутника, по доработкам, было не очень много. Но случай, о котором я говорил, момент по интегратору вращения, имел дальнейшее продолжение. Когда Николай Алексеевич Пилюгин занимался исследованием этой аварии, то я ему рассказал про тот небольшой дождичек, когда ракету везли на старт. А вы видели эту картинку, когда ракета везется на старт, то два блока находятся внизу, а два - наверху. Дождичек, который намочил ракету, по корпусу пошел, естественно, вниз. А должен вам сказать, что все боковушки и центр электрически связаны специальным штепсельным разъемом. Разъем этот находится на центральном блоке, в небольшой нише. И влага от дождика мог-ла попасть на это контактное поле. А электрические цепи были вблизи других цепей. Пилюгин это понял, потребовал проведения собственного эксперимента, и мы у себя на стенде в точной мере сымитировали всю ситуацию. В результате на всех системах уп-равления, на всех ракетах была введена мера, которая повышает надежность и целостность всех электрических цепей, которая за-ключалась в том, что все штепсельные разъемы, какой бы конст-рукции они ни были, стали заливаться изолирующей массой — компаундом. Могу сказать, что период «создания «Семерки» был невероятным по энтузиазму и напряженности работы. Плоды этой работы до сих пор используются многократно на пользу Родине, на пользу науке и народному хозяйству.

this page is assembled by Sergey V. Andreev 2005 © andreev_s@aport.ru