"Буря" С.А.Лавочкина

Профессор В.С.Асланов, СГАУ

Сейчас не часто испытываешь забытое нами чувство гордости за что-то отечественное. Но то, что мы увидели и услышали просто потрясло, другого слова не подберешь. Ежегодно в конце января специалисты по космической технике собираются в Москве на Научные чтения по космонавтике. На сей раз темой пленарного заседания и заседаний секции "История ракетно-космической техники" стала межконтинентальная крылатая ракета "Буря" Семена Алексеевича Лавочкина. В начале пятидесятых годов в Советском Союзе и Соединенных Штатах Америки возникла потребность в межконтинентальных средствах доставки ядерного оружия. Стратегические бомбардировщики Ту-95 (СССР) и Б-52 (США) были к тому времени единственными носителями ядерного оружия. Практически одновременно начались работы в двух ядерных державах по межконтинентальным баллистическим и крылатым ракетам. В 1954 году руководством нашей страны было принято решение о разработке двух типов межконтинентальных крылатых ракет (МКР): тяжелой ракеты "Буран" (не следует путать с многоразовым траспортным кораблем "Буран") и средней - "Бури". Первую поручили ОКБ В.М.Мясищева, а вторую - ОКБ С.А.Лавочкина. Научно-исследовательские работы по "Бури" выполнялись под руководством М.В.Келдыша в НИИ-1 (НИИТП). Работы по "Бурану" вскоре были прекращены.
В качестве технических требований для "Бури" были приняты следующие: дальность полета - 7500 км., высота полета - 20 км. и скорость, соответствующая числу Маха - 3,2. Через три года после начала разработок в августе 1957 года на космодроме Капустин Яр состоялся первый старт системы "Буря", 1 сентября 1957 года - второй, а последний восемнадцатый запуск был осуществлен 16 декабря 1960 года. На первых тринадцати пусках отрабатывался вертикальный участок, а последние пять проходили по полной программе с горизонтальным участком полета. На 14 запуске "Буря" пролетела 2 тысячи километров, развернулась и пролетела еще 2 тысячи в обратном направлении. На 15 пуске в феврале 1960 года была достигнута дальность 5,5 тысяч километров. 16 старт был неудачным, а на последнем и предпоследнем пусках достигнута дальность 6,5 километров, когда МКР покрывала расстояние от берегов Волги до Камчатки, при этом отклонение от заданной траектории на превышало 4-7 километров. Такие темпы разработки, создания и испытания столь сложного изделия вместе со стартовой позицией и другими наземными службами сегодня кажутся фантастическими. Работы по "Бури" были прекращены неожиданно в декабре 1960 года с формулировкой "Работы прекратить, материалы уничтожить". О причинах такого решения можно только догадываться. Особенно "убивает" вторая часть формулировки. К тому времени было готово к испытаниям 19 МКР. Остается сказать, что "Буря" выпускалась у нас в городе, и, видимо, все, что от нее осталось, так это крыло, которое хранится на кафедре КИПЛА нашего университета.

Теперь о самой "Бури". Система состояла из трех элементов: маршевой ступени, собственно самой МКР, и двух ускорителей с четырехкамерными ЖРД. Старт - вертикальный, ускорители соединены с МКР по параллельной схеме и располагались как бы под крыльями, масса каждого ускорителя 33,5 тонны, масса МКР - 32 тонны, а масса всей системы 97 тонн. Суммарная тяга ускорителей - 136 тонн. Участникам конференции был показан фильм о подготовке и запуске "Бури". Старт очень напоминает старт американского "Шатла", только без топливного бака. Ускорители выводят маршевую ступень на высоту 20 километров и сообщают ей скорость поряд- ка трех тысяч километров в час, после чего на 180 секунде полета ускорители отделяются от маршевой ступени. Далее горизонтальный полет продолжается за счет прямоточного воздушно-реактивного двигателя РД12У, имеющего тягу на крейсерском режиме, равную 7750 килограмм. Геометрические характе- ристики МКР таковы: площадь крыла - 60 квадратных метров, размах крыла - 7 метров, длина фюзеляжа - 18 метров и диаметр фюзеляжа - 2,2 метра. Аэродинамическое качество равно 3. Планер крылатой ракеты был выполнен из титановых сплавов, передняя кромка крыла нагревалась до температуры 420 градусов по Цельсию. ПВРД размещался в круглом фюзеляже и имел носовой регулируемый воздухозаборник, расчитанный на скорости М=2,9-3,3. С.А.Лавочкин и его коллеги опровергли известный в авиационной технике постулат: "В новом изделии не должно быть слишком много новых научных и технических решений, иначе на их доводку уйдет так много времени, что эти решения устареют". МРК С.А.Лавочкина была революционна по назначению и большинству решений.

Не претендуя на полноту, назовем только некоторые из них. Начнем с прямоточного двигателя большой тяги, которые до сих пор еще не созданы в мире. Далее регулируемый сверхзвуковой воздухозаборник, автономная система астронавигации И.М.Лисовича, совершенная система управления и выведения, новая аэро- динамическая схема системы "МКР+ускорители", система расцепки с ускорителями и сами ускорители, сложнейший стартовый комплекс. Наконец, использование титановых сплавов, отработка технологии и производства. Все это позволило создать межконтинентальную ракету с уникальными свойствами. Она была не достижима ни по скорости, ни по высоте существующим в то время средствам обороны. При этом следует учитывать, что все проблемы аэродинамики, механики, баллистики, проектирования и технологии производство были решены без применения ЭВМ. Интересен тот факт, что зенитную ракету, предназначен- ную для поражения МКР типа "Буря", также разрабатывали в ОКБ С.А.Лавочкина. При исследования такого феномена как "Буря" не следует забывать о моральной, социльной и политической обстановке в нашей стране в пятидесятые годы.
Вспоминает профессор В.А.Ярошевский, выпускник физтеха, в то время молодой специалист ЦАГИ с полугодовым стажем: "Так напряженно работать не приходилось больше никогда в жизни. На нас, рожившихся в тридцатые годы, "давил" комплекс вины перед погибшими в Великой Отечественной войне старшими братьями. Я занимался расчетами интерференции МРК с ускорителями и продувками моделей в аэродинамических трубах. Всего продули 26 моделей, пока не нашли совершенную аэродинамическую схему. Расчеты проводили в ручную с помощью арифмометров десятки техников-расчетчиц и очень морально тяжело было просить их пересчитывать, если находил ошибку в своих формулах. Ведь это не часы на ЭВМ, а сутки тяжелой человеческой работы. На всех уровнях отношения были очень простыми. Ко мне неоднократно приезжали и С.А.Лавочкин, и М.В.Келдыш, интересовались результатми работы, что было в порядке вещей." Многие научные открытия были совершены за шесть лет работы на "Бурей", жаль, конечно, что многое открыли до нас, и жаль, что многое уничтожено.

на базе статьи опубликованнной в газете "Полёт".


this page is designed by Sergey V. Andreev 1998-2003 © andreev_s@aport.ru